Спас-на-Крови

Спас раньше
вид на Спас
Спас ночь
Вид на Спас с Марсова поля
Спас зима
Спас подсветка
Спас раньше
вид на Спас
Спас ночь
Вид на Спас с Марсова поля
Спас зима
Спас подсветка

 

Это нетипичное для европейского Петербурга церковное здание, построенное в московском стиле XVI  века, связано с самым драматичным событием в  России в XIX веке, определившим ее дальнейшую историю на долгие годы. Первого марта 1881 года на том самом месте, где сейчас стоит храм,  был убит царь-реформатор Александр Второй, планировавший даровать России конституцию и  ограничить тем самым свою самодержавную власть. Именно поэтому  собор известен широкой публике своим неофициальным названием – «Спас на крови» (офиц.- Храм  Воскресения Христова).

Сын убитого Александра Второго император Александр Третий, вошедший в историю как царь-миротворец, поставил два обязательных условия выигравшему конкурс на проект здания архитектору Парланду. Во-первых, часть мостовой, на которую упал раненный Александр Второй, должна была стать частью собора под колокольней. Во-вторых, собор должен был быть построен- и внутри, и снаружи- в стиле московских и ярославских церквей семнадцатого века. И с тем, и с другим заданием  архитектор справился великолепно.  И внутри, и снаружи собор поражает богатством отделки. Все внутреннее пространство собора за исключением мраморного пола, а это почти шесть тысяч квадратных метров!-  заполнено яркими красочными мозаиками в манере сплошного покрытия стен фресковой живописью, свойственной допетровским храмам.

Собор имеет удивительную историю – он чудом сохранился в советское время, счастливо избежав судьбы взорванных храмов.  А в 1943 году в центральный купол собора, где находится икона "Спас в Силах", попал фугасный снаряд. Он  находился там в течение практически двадцати лет, пока  в шестидесятые годы не был обнаружен реставраторами, после чего извлечен саперами и обезврежен за чертой города.