Фестиваль Опера-Всем 2018

ППК
опера-Екатерининский
Похищение из Сераля
опера 2018 похищение из сераля
Царская невеста
опера 2018 Царская невеста
Манон Леско
 опера Макбет
ППК
опера-Екатерининский
Похищение из Сераля
опера 2018 похищение из сераля
Царская невеста
опера 2018 Царская невеста
Манон Леско
 опера Макбет

 

В период с 15 по 22 июля Санкт-Петербург вновь превращается в театр под открытым небом. Традиционный ежегодный фестиваль «Опера всем» уже в седьмой раз подарит петербуржцам и гостям города радость приобщения к элитарному искусству оперы.  В последние годы вследствие высоких цен на билеты в Мариинский и Михайловский театры, опера, действительно, стала практически недоступным для широкой публики искусством . Миссия фестиваля, который проходит в Петербурге в середине июля- исправить такое положение дел.  Вход на все спектакли бесплатный.

12 июля в 19.00 на Соборной площади Петропавловской крепости  состоится открытие фестиваля. Традиционно для него отбирают произведение русского композитора на сюжет из российской истории. В этом году будет дана опера Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста», драма по произведению Л. Мэя о третьей женитьбе Ивана Грозного.

15 июля в 17.00 на Соборной площади Петропавловской крепости  покажут одну из самых великих опер Джузеппе Верди «Макбет». В этом произведении композитору, по мнению многих искусствоведов, удалось превратить оперу в настоящий драматический спектакль.

19 июля в 19.00 на Елагином острове представят романтическую оперу Джакомо Пуччини «Манон Леско». Ее успех был ошеломительным для всех в мире искусства и для самого композитора, ведь он рискнул взяться за тот же сюжет, по которому уже была поставлена французская опера Массне, пользовавшаяся огромной популярностью.

22 июля в 17.00 закроет фестиваль веселая развлекательная опера В.А. Моцарта «Похищение из Сераля», отразившая страсть всех венцев ко всему турецкому. Именно этот легкий зингшпиль о любви, написанный влюбленным композитором, стал первой в истории оперой, исполняемой на немецком языке. Спектакль состоится в 17.00 в Царском селе, на плацу перед Екатерининским дворцом.

Ниже приводим краткое содержание опер:

Н.А. Римский-Корсаков «Царская невеста»

(Александровская слобода, 1572 г.)  Опричник Григорий Грязной (баритон) влюблен в Марфу Собакину(сопрано), дочь новгородского купца, еще в детстве просватанную за боярина Ивана Лыкова (тенор). Получив отказ от Марфы, он созывает пир, на котором просит царского лекаря Бомелия (тенора) продать ему приворотное зелье. Этот разговор слышит Любаша (меццо-сопрано), влюбленная в Грязного, и умоляет его не предавать ее, однако Грязной остается глух к ее мольбам. Любаша обещает отомстить. А в это время в Александровскую слободу свозят невест на царские смотрины.  Когда Марфа со своей подругой Дуняшей (контральто) выходит из церкви, на Марфу обращает внимание  царь Иван Грозный, от взгляда которого девушке становится не по себе. На площадь перед церковью посмотреть на Марфу приходит Любаша, и, пораженная ее красотой, просит Бомелия о зелье, которое изводит женскую красоту. За это она должна полюбить лекаря. На другой день Марфу и Дуняшу зовут на царские смотрины. Мать Дуняши в доме Собакиных воодушевленно рассказывает о том, как долго царь говорил с ее дочерью, лишь раз взглянув на Марфу. Грязной, который должен быть дружкой на свадьбе Марфы и Лыкова, предлагает поздравить жениха и невесту и подсыпает зелье в бокал Марфы. Веселье прерывает Малюта Скуратов (бас)- он пришел  объявить о том, что царь выбрал в жены Марфу. В последнем действии Марфа в царском тереме угасает от неизвестного недуга. Григорий Грязной навещает ее и сообщает, о том что Иван Лыков под пытками сознался, что отравил Марфу, и за это был казнен.  Однако позже, когда Марфа, помутившаяся рассудком, принимает его за возлюбленного, он признается в своем преступлении и обещает расквитаться с Бомелием. Услышав это, Любаша сознается, что она подменила зелье. Грязной убивает ее, его уводят опричники. Марфа, думая, что Григорий- это Иван, обещает ждать его завтра.

Джузеппе Верди «Макбет»

(Шотландия, 11 век)

Макбет (баритон), двоюродный брат короля, и генерал Банко, поданные шотландского короля Дункана, возвращаются с победой. Путь им преграждают ведьмы, которые предсказывают Макбету, что он станет таном Кавдорским и королем, а Банко, что его потомки будут править на шотландском престоле. Предсказание вскоре начинает сбываться.  По возвращении король жалует Макбету титул тана Кавдорского, Макбета начинает терзать мысль о второй части предсказания, о чем он пишет своей супруге. Леди Макбет (сопрано) задумывает убить короля и убеждает в этом мужа. Король останавливается на ночь  в их замке, Макбет убивает его кинжалом, который леди Макбет вкладывает в руку сына Дункана- Малькольма (тенор). Шотландский дворянин Макдуф (тенор) находит тело короля, свита проклинает убийцу, Малькольма, который вынужден бежать. Во втором действии леди Макбет склоняет мужа к устранению Банко и его сына, чтобы их потомки не взошли на престол. Ночью наемники в парке убивают Банко, но его сыну удается бежать. Макбет, объявленный новым королем Шотландии, устраивает пир, на который является окровавленный призрак Банко.  Напуганный им, Макбет чуть не выдает себя, а Макдуф и другие вельможи начинают подозревать его в убийстве Дункана. В страхе Макбет снова идет к ведьмам, которые призывают его остерегаться Макдуфа и не бояться более никого : ни один человек, рожденный женщиной, не сможет причинить ему вред, он будет невредим, пока к замку не приблизится Бирнамский лес. Успокоенный, он хочет узнать и далекое будущее и видит восемь юношей- потомков Банко- увенчанных коронами. Леди Макбет узнав о пророчествах, выносит приговор Макдуфу- его замок сожжен, однако в нем сгорела только его семья, сам он был в отлучке. Желая отомстить, он становится в ряды армии Малькольма, сына погибшего короля. Все воины, дабы не было замечено их приближение к замку Макбетов, прячутся за сорванными ветками деревьев. Леди Макбет в замке тем временем  теряет рассудок – ей никак не удается смыть с рук кровавое пятно, и вскоре умирает. Макбету сообщают о том, что к замку приближается Бирнамский лес, он выходит на битву и отражает все удары, кроме удара Макдуфа, сообщившего ему о том, что не был рожден матерью, но был вырезан из ее чрева. В ужасе Макбет погибает.

Джакомо Пуччини «Манон Леско»

(Франция, 18 век). На оживленной почтовой площади в Амьене веселятся, поют, играют в карты.  Молодой аристократ де Грийе (тенор) рассуждает о любви, но его речь вызывает насмешки слушателей, ведь он никогда еще не был влюблен. На площади появляется юная красавица Манон (сопрано) со своим братом Леско (баритон), который во исполнение воли отца везет сестру на постриг в монастырь. Де Грийе поражен красотой девушки и уговаривает ее прийти на тайное свидание. Чуть позже его друг Эгмонт (тенор) становится свидетелем разговора между богатым стариком  Жеронтом (бас) и трактирщиком. Жеронт просит подготовить экипаж, чтобы похитить Манон.  Узнав об этом, де Грийе уговаривает Манон бежать с ним – молодым удается воспользоваться экипажем, подготовленным трактирщиком. Отчаянного Жеронта утешает Леско, по его мнению, сестра, привыкшая к роскоши, не сможет долго жить в бедности, ведь де Грийе совершенно не имеет денег.  Его слова оказались правдой, Манон, действительно,  уходит от Грийе к Жеронту, однако более счастливой от этого не становится. Манон по-прежнему тянет к Грийе, и, когда он появляется в ее доме, влюбленные клянутся больше не расставаться. В разгаре этой сцены появляется Жеронт, Манон, вынужденная объяснить, почему возвращается к Грийе, показывает ему на его морщинистое отражение в зеркале. Пока Манон собирает свои драгоценности- она более не хочет прозябать в нищете- в дом приходит полиция и арестовывает Манон. Оскорбленный Жеронт обвинил ее в распутстве. Манон заключают в тюрьму и готовят к ссылке в Америку вместе с другими падшими женщинами. Попытка Леско подкупить стражу и освободить сестру ни к чему не приводит. Тогда де Грийе уговаривает капитана корабля взять его на борт. В последнем действии Манон и Грийе бредут по пустыне в поисках пристанища. Манон тяжело больна, Грийе отправляется искать помощь, но безуспешно. Манон  просит у  возлюбленного прощения и погибает на его руках.

В.А.Моцарт «Похищение из Сераля»

 (Турция, 16 век)

Молодой испанский гранд Бельмонт прибывает к берегам Турции, чтобы спасти свою невесту Констанцу, попавшую в плен к паше Селиму вместе со своей горничной Блондой и его слугой Педрилльо. Бельмонт пытается вызвать расположение старого управляющего паши Осмина, однако тот ведет себя крайне нелюбезно. К счастью, из резиденции паши выходит Педрилльо, и оба юноши договариваются похитить своих возлюбленных. На берегу появляются Селим и Констанция, паша умоляет ее о взаимности, а она объясняет, что тоскует по своему жениху. Педрилльо, находящийся в хороших взаимоотношениях с пашой, представляет ему Бельмонта как архитектора, и Селим приглашает его остановиться во дворце. Осмин тем временем пытается добиться любви Блонды, однако получает от девушки очередной резкий отказ. Паша же становится все более настойчивым и заявляет Констанции о своем намерении овладеть ею ближайшей ночью. Девушка в отчаянии, однако ее утешает Педрилльо, сообщив о появлении Бельмонта и их плане побега. Чтобы Омин не смог помешать им, Педрилльо решает напоить его, теперь путь к побегу открыт. Молодые люди выражают сомнение в верности девушек, однако те их быстро разубеждают. В полночь Констанце удается спуститься по лестнице в сад, где ее ждет Бельмонт, и они скрываются. Однако бдительный  Омин вовремя обнаруживает беглецов, которых задерживает стража. Всех четверых ведут к паше, их ждет суровая казнь. Однако узнав о том, что Бельмонт- сын его давнего недоброжелателя губернатора Лостадоса, когда-то несправедливо обошедшегося с Селимом, паша решает преподать европейцам урок великодушия и отпускает пленников на волю. Опера заканчивается хвалебной песнью паше.